Ребенок многое перенимает от людей, которых считает значимыми. Еще до года он повторяет за родителями движения, затем начинает повторять слова, а потом и манеру поведения копирует.
Родители — не единственные люди, с которых ребенок стремится брать пример. В какой-то момент появляются другие значимые фигуры: воспитатель в детском саду, учитель, мамина подруга, солист музыкальной группы, герой любимой книжки. В этом списке почти всегда присутствуют ровесники, которые по каким-то причинам кажутся детям достойными подражания.
Часто родители сами способствуют такому поведению, постоянно указывая на успехи других детей: Маша хорошо поет, Петя уже знает таблицу умножения, а у Светы вон какие красивые кудряшки! Для детей такие фразы нередко являются поводом для подражания сверстникам. Если ребенок хочет быть похожим на кого-либо для того, чтобы понравиться своим маме и папе, то в будущем он так и будет подражать всем вокруг, чтобы вызвать социальное одобрение. В этом случае надо менять тактику воспитания — показать ребенку, что вам он нравится любым, со всеми достоинствами и недостатками. Покажите, что ваша любовь безоценочна: она не зависит от того, знает ли ребенок таблицу умножения и есть ли у него кудряшки.
Довольно часто копирование поведения связано с возрастными особенностями. Подражание развивается у ребенка максимально быстро, таким образом, он пробует разные социальные роли. В этом нет ничего плохого или опасного – для развития ребенку необходимо проиграть разные сценарии, примерять на себя разные роли. В возрасте 4-7 лет ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра со своими правилами и сценариями, и именно в этом возрасте дети повторяют друг за другом практически все, что видят и слышат. Бояться такого поведения не нужно, оно пройдет само, если не заострять внимание на этом.
Начальная школа
В начальной школе ребенок проводит много времени с одноклассниками, и естественно, что-то повторяет за ними. В классе появляются лидеры, за которыми повторяют все ребята. Иногда девочки копируют манеры и поведение лучших подруг, погружаясь в отношения «главный» и «ведомый». Чтобы этого не произошло, важно воспитывать в ребенке чувство собственного достоинства, уверенность в себе и адекватную самооценку. Не нужно пытаться вырастить из ребенка лидера, если он таковым не является, просто помогайте ему выработать адекватное отношение к себе.
Подростковый возраст
В подростковом возрасте подражание тоже занимает довольно серьезное место в развитии ребенка. Чаще всего тинейджеры начинают подражать героям книг и фильмов, актерам и музыкантам и опять-таки своим ровесникам. Заниженная самооценка является возрастной особенностью и условной нормой данного возраста, поэтому не нужно бояться этого явления. Если вы заметили, что дочь активно копирует подругу — помогите ей сделать это подражание не таким явным, индивидуализируйте его. Например, дочка тоже хочет стать блондинкой. Предложите ей покрасить волосы, но не в блонд, а в другой цвет. Или она хочет такую же одежду, как у сверстницы — предложите ей что-то похожее по стилю, но не точно такое же. Так вы разовьете в дочери чувство индивидуальности, покажете ей, что не обязательно быть копией кого-либо, чтобы быть интересной и привлекательной.
В целом, подражание присутствует в жизни каждого человека в той или иной степени. Все мы стараемся выглядеть модно и современно, соответствовать каким-то нормам и ценностям, повторяя их за кем-либо. Это абсолютно нормальное поведение, если оно не превращается в патологическую попытку полностью скопировать человека. Как и везде, здесь важны мера и понимание, для чего это делается. Ребенка можно мягко направлять в сторону от копирования к развитию своей индивидуальности. Главное – не запрещать и не обвинять — это правило работает практически в любой сфере. Если вы будете давить, постоянно указывать на то, что у ребенка нет собственного мнения, то оно и не появится.