1. Не поддавайтесь на провокации. Если вы не будете обращать внимания на капризы ребенка, это может оказаться гораздо более эффективным, чем если вы будете злиться, потому что зачастую дети капризничают исключительно, чтобы привлечь ваше внимание.
2. Назовите чувства ребенка. Маленьким детям очень сложно понять, что с ними происходит. Они еще не знакомы с собственными чувствами, и им самим сложно их выдерживать. Важно, чтобы вы помогли ребенку дать название его переживаниям: «Ты сейчас злишься за то, что я не купила тебе игрушку, которую ты очень хотел».
3. Сопереживайте, сочувствуйте. Принятие переживаний ребенка — это разговор на равных, а не с позиции старшего. Такая беседа более продуктивна, подготавливает почву для того, чтобы, взрослея, ребёнок начал самостоятельно работать над своими проблемами. Можно погрустить с малышом вдвоем: обнимите его, скажите, что вы тоже расстроились. Малыш почувствует, что вы его понимаете, и постепенно успокоится.
4. Не спешите говорить "нет". Предотвратить детские истерики намного легче, чем их останавливать. «Многие родители говорят «нет» слишком быстро, что может мгновенно довести детей до точки кипения», – говорит Мириам Чачаму. Показывая ребенку, что вы на его стороне, вы сможете предотвратить конфликт. Например, вы можете сказать: «Я хотела бы купить тебе эту игрушку, но, к сожалению, она слишком дорогая». Такое объяснение собственной позиции гораздо лучше, чем короткое резкое «нет».
5. Предчувствуйте истерику и вовремя переключайте внимание ребенка. Важно вовремя фиксировать момент, когда недовольство может перерасти в истерику. Если видите, что ребенок не в духе, начинает расстраиваться, раздражаться и капризничать, отвлеките его внимание от собственных проблем: «Ой, смотри, какой грузовик большой проехал!». Прием хорошо срабатывает на детях до трех лет. Но тут главное не пропустить момент, когда отвлечь уже не удастся!
Детский невролог Лисаконова Екатерина